nazad.jpg

 

kolrab.jpg

 

 

Настоящий  Человек    святой  человек

 

 

ЧУДО  МАТЕРИ  МАРИИ

 

Исполнилось  75-лет  «Православному  делу»  матери  Марии      организации

 из  десятка  человек,  давшей  миру  за  10 лет  столько  же  святых,

сколько  вся  наша  Латвийская  православная  церковь  за  всю  свою  историю.  Беспрецедентный  случай.

 

 

«Православное дело» матери Марии было создано в Париже осенью 1935 года. Почётным председателем «Православного дела» согласился стать глава Русской зарубежной православной церкви – митрополит Евлогий. Среди основателей «Православного дела» были философ Николай Бердяев (он же и предложил название организации), богослов Сергий Булгаков, историк Георгий Федотов, литературовед Константин Мочульский и мать Мария. Председателем объединения избрали мать Марию, а её заместителем К.Мочульского.  Основатели решили, что объединение должно быть независимой от церкви, совершенно свободной и самоуправляющейся организацией. 

 

 

КРИЗИС    ВНУТРИ  НАС

 

Опыт матери Марии особенно актуален для нас тем, что её «Православное дело» создавалось в условиях великой депрессии 30-х годов прошлого века – предтечи нашего  нынешнего  глобального  кризиса.  И  было  ответом  на  этот  кризис.

 

Вот что говорила мать Мария о причинах нашего кризиса.  «Повсюду  на  все  лады  звучит  слово    кризис.  ...Кризис  веры  в  Бога  и  человека  ...  Давайте  преодолеем кризис  внутри  себя  ...  Любовью  друг  друга  обымем». 

 

Однако причину кризиса она видела не только в нашем безбожии, но и в «теплохладности» самой церкви. «Двести лет Церковь была в плену у государства,    писала мать Мария.  – ...Церковный организм костенел. ... Вся система предопределяла то, что самые религиозно одарённые и горячие люди не находили в ней себе места. ... Так растился у нас антирелигиозный фанатизм наших революционеров. ... Так в Церкви оставались  главным  образом  лишь  теплохладные.  ... Так  росло  наше  безбожие».

 

Не нашла себе места в старой церкви и сама мать Мария. И потому, первой из женщин окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, стала...  революционеркой. В феврале 1918 года на волне революции она стала мэром южного города Анапы. Ей пришлось не раз заглянуть смерти в лицо и в 1920 году будущая мать Мария была вынуждена  эмигрировать.

 

В 1928 году в Париже после смерти младшей дочери ей, по её словам, «открылось другое, какое-то особое всеобъемлющее материнство». Она приняла монашество и полностью посвятила себя служению людям. Времена были суровые – безработица, нищета, голод, чужбина. Многие отчаивались и кончали счёты с жизнью. Во Франции насчитывалось более миллиона бывших подданных Российской империи. Мать Мария сама  ходила  по  ночлежкам, трущобам и притонам,  чтобы  протянуть  им  руку  помощи.

 

 

ХОЖДЕНИЕ  ПО  ВОДАМ

 

Показателен такой случай. На Пиренейских шахтах озлобленные русские шахтёры предложили матери Марии вместо беседы помыть им полы. В бараке было грязно. И она – дворянка, выпускница Санкт-Петербургской духовной академии, поэтесса Серебряного века – засучила рукава, взяла ведро, тряпку и стала мыть полы. Шахтёры – бывшие офицеры – этого не ожидали и были смущены. Они усадили её за стол, угостили обедом и беседа  таки  состоялась.  Прощаясь,  один  из  них  признался,  что  её  приезд  отложил  задуманное  им  самоубийство.

 Первое общежитие было снято, как почти и все последующие, при полном отсутствии надёжной финансовой поддержки.  «Ничего...  увидим, – говорила она,    Надо  ходить  по  водам».  Не прошло и двух лет, как большой дом уже не вмещал эту «затею».

Новый адрес: рю де Лурмель, дом № 77. Плата за аренду: 25 тысяч франков в год. «Денег  никаких,  риск  огромный, – писал  Мочульский,    но  она  не  боится». 

«Вы думаете, что я бесстрашная. Нет, ... я просто чувствую по временам, что Господь берёт меня за шиворот  и  заставляет делать, что Он хочет.  Так  и  теперь...          С  трезвой  точки  зрения    это  безумие,  но  я  знаю,  что  это  будет.  Будет  и  церковь, и столовая, и большое общежитие, и зал для лекций и журнал. Со стороны я могу показаться  авантюристкой.  Пусть !  Я  не  рассуждаю,  а  повинуюсь».  

На улице Француа Жерар был найден большой дом для семейных; на авеню Феликс Мор был открыт дом для мужчин;  а за Парижем в Нуази ле Гран приобрели и приспособили  усадьбу  для  туберкулёзных. 

Был создан Комитет помощи русским душевнобольным. Правительство Франции обещало  создать  центр  на  400 человек.  Однако  началась  война.

 

«Мы не только теоретизируем, – писала мать Мария в статье, –  но по мере наших слабых и очень недостаточных сил стремимся осуществить наши теории на практике.  Мы имеем общежитие, мужское и женское, мы имеем дешёвую столовую, мы стараемся обслужить русских больных, как во французских госпиталях, так и на дому, мы думаем в ближайшее время устроить дом для выздоравливающих, мы организуем церковные службы, где их нет, воскресно-четверговые школы, доклады, собрания, конференции.  Мы  раздаём  книги.  Мы  мечтаем  среди  огромного  и  чужого  Парижа  создать  русский  православный  городок».  «Мы  призваны  к  первохристианству»,    считала  она.

 

Люди нередко злоупотребляли доверием матери Марии. Однажды молодая морфинистка, которую она приютила у себя, на следующий же день украла у её дочери Гаяны 25 франков.  Мать Мария подбросила эти деньги под диван, «нашла» их  и  сказала: вот  видите,  как  опасно  обвинять,  не  разобравшись.  Морфинистка  расплакалась. 

 

 

ГОЛГОФА  И  ВОЗДАЯНИЕ

 

В июле 1942 года в Париже были произведены массовые аресты евреев. Их было схвачено около 13 тысяч, в том числе около 4 тысяч детей. Они были загнаны на зимний велодром. Мать Мария провела там три дня. С помощью мусорщиков ей удалось вывести  оттуда  четырёх  детей. Церковь при «Православном деле» выдала евреям сотни справок о крещении.  По нацистским канонам, крещёные евреи не считались евреями.

«На  Лурмеле  переполнение,    писал  Мочульский.    Живут  люди  во  флигеле,      живут в сарае, спят в зале на полу,  в комнате отца Димитрия ютится целое семейство, в комнате Юры – другое.  И евреи, и неевреи.  Мать говорит:  «У нас острый квартирный  кризис.   Удивительно,  что  нас  до  сих  пор  не  прихлопнули»».

Здесь спасались не только евреи. Скрывались и участники Сопротивления. А на кухне  работал  сбежавший  из  лагеря  советский  военнопленный. 

 

Удивляться пришлось недолго. В феврале 1943 года гестапо арестовало всех активистов  «Православного дела»  и  отправило  на  медленную  смерть    в  концлагеря.  «У вас за столом сидел наш агент»,    сказали в гестапо.  Но сотни людей были спасены.

 

В концлагере совершилось крещение Ильи Фондаминского – соратника матери Марии и иудея по рождению. Был разработан план его побега. Но Фондаминский категорически  отказался  бежать.  Он хотел жить с христианами  и  умереть с евреями.  

В  своём  последнем  письме  к  матери  Марии  он  писал:  «Пусть мои друзья обо мне не беспокоятся.  Я  совсем  счастлив.  Никогда  не  думал,  что  столько  радости  в  Боге».    «Из  такого  теста  святые  делаются»    со слезами сказала мать Мария,  прочтя  его  письмо.   Фондаминский  погиб  в  Аушвице.

 

Отцу Димитрию (Клепинину) – молодому священнику церкви при «Православном деле», выдававшему евреям справки о крещении, – гестапо предлагало свободу и жизнь, если он впредь не будет помогать евреям.  Он показал свой крест с Распятием: «А этого еврея вы знаете ?».  Ответом был удар в лицо.  ...Через год он умер в лагере от плеврита. 

 

Юный Юра Скобцов (сын матери Марии) находил, что концлагерь идёт ему пользу. Отец Димитрий готовил его к принятию священства. В конце 1943 года его вместе с о.Димитрием  перевезли  в  Бухенвальд,  а  оттуда  в  Дору.  Перед отправкой Юрию предлагали вступить во власовскую армию – он наотрез отказался.  На подземных работах Юра тяжело заболел. И на 24-м году жизни его отправили в «неизвестном  направлении»... 

Из последнего письма Юры: «...Еду в Германию... Я абсолютно спокоен, даже немного горд разделить мамину участь. Обещаю вам с достоинством всё перенести. Всё равно рано или поздно мы все будем вместе. ... Я больше ничего не боюсь. ... Прошу всех, если  кого  чем-то  обидел,  простить  меня...». 

 

Мать Мария выдержала в концлагерях более двух лет. Выжившие узники  вспоминали: «Она никогда не жаловалась...  была весёлой ... была в хороших отношениях со всеми.  Она не делала различия между людьми...  Мать  Марию  обожали  все.  Молодёжь особенно...   Сидя на своём тюфяке она устраивала настоящие кружки...  Это  был  оазис  ...  Эти  дискуссии ... были  для  нас  выходом  из  нашего  ада.  ...  Мать Мария ...  читала  выдержки  из  Евангелия,  мы  их  толковали  ...  Потом  это  казалось  раем». 

 

Мать Мария обладала острым чувством чужой боли. Она ощущала чужую боль, как свою собственную. Поэтому чужой боли для неё просто не существовало. В аду концлагерей величайшей драгоценностью была пища, ибо она была символичной.  Но мать Мария умудрялась делиться и ею. В лагерях она по-настоящему пришла к всеобъемлющему  материнству  и  уже  не  разделяя  людей  даже  по  национальности.  И  люди,  чувствуя  её  любовь,  тянулись  к  ней,  как  цветы  к  солнцу. 

 

...В лагере уже была слышна канонада наступающей советской армии. Гитлеровцы уничтожали узников. Одна девушка из отобранных на смерть стала кричать и биться.  Мать Мария кинулась к ней, взяла за руку и сказала:  не бойся;  это не страшно;  я пойду вместе с тобой. И пошла с ней в газовую камеру. А через два дня лагерь был освобождён. 

 

Мать Мария, Илья Фондаминский, Димитрий Клепинин и Юрий Скобцов причислены к лику святых Констатинопольским патриархатом, Франция почитает их как своих  святых  покровителей,  а  в Иерусалиме  они  провозглашены  Праведниками  мира.

 

 

ЧУДЕСА  СВОБОДНОЙ  ЦЕРКВИ

 

«Мы сейчас стоим в начале ... новой церковной эпохи. – утверждала мать Мария. – Наша миссия показать, что свободная Церковь может творить чудеса».  Свободной она считала русскую церковь в эмиграции    вне удушающей заботы и гонений государства.

 

И чудеса произошли: Иоанн Поммер в независимой Латвии ценой своей жизни спас уже разграбленную и приговорённую к уничтожению православную церковь; сама мать Мария создала чудо-организацию, которая спасла жизни сотням людей и за 10 лет дала миру четырёх святых; а Антоний Сурожский – возродил православную церковь в безбожной Англии с её пустыми храмами, и из последнего задыхающегося прихода создал  более  30    и в основном, из самих англичан    воистину  апостольский  подвиг !

 

«По плодам их узнаете их»    сказано в Библии.  Плоды «Православного дела» – беспрецедентны. Вдумайтесь: организация из десятка человек не только спасла сотни людей, но и дала миру четырёх святых (!) столько же, сколько вся наша Латвийская православная  церковь  за  всю  свою  историю.  Причём,  включая  сюда  мать  Марию.    А  святость    наивысшее  достижение  человека.  Ибо  это    истинная  человечность.

 

 

Секрет  чуда  

 

Конечно,  чудо  это  чудо.   Но  в  чём  же  его  секрет ?

 

Первое.  «Она  умела  любить...»    сказал о матери Марии  Антоний  Сурожский.       А настоящая любовь    это «благоговение перед жизнью».  Именно в такой любви состоит суть и смысл христианства. Именно такая любовь привлекает благодать и помощь свыше.

 

Второе.  Мать Мария ничего не хотела для себя.  А самоотверженность,  по  высшим  законам,    непременное  условие  совершения  чуда.

 

Третье.  Она  умела  «ходить по водам».  «Есть два способа жить.   говорила она.    ...Ходить  по  суше...  Но  можно  ходить  по  водам.  ...  Надо  только  всё  время  верить.   Мгновение   безверия     и   начинаешь   тонуть».  «Надо   ходить   по   водам». 

 

Четвёртое. Она привлекла творческих и религиозно одарённых людей,  пассионариев,  которых обычно сторонится церковь,  опасаясь "как бы чего не вышло".

 

И наконец, пятое.  Творческий  подход.  Мать Мария, будучи весьма одарённым человеком, подходила ко всему творчески, следуя прежде всего духу и смыслу, а не букве православия и христианства.  Ибо  «буква  мертвит,  а  дух  животворит». –  учит Евангелие.  (Точно так же следует относиться  и  к её опыту,  а  не  копировать  его  слепо)

 

А.Сурожский рассказывал о человеке, который восклицал: «Радуйтесь ! Раньше в церкви сосуды были золотые, а попы деревянные.  А теперь у нас сосуды деревянные, зато попы золотые !».  Первохристианство    вот главный секрет чудес свободной церкви.     А  первохристианство    это  евангельская  любовь  и  простота.

 

 

СВЯТОЙ  ПРИМЕР    ВСЕГО  ДОРОЖЕ

 

Однако самое драгоценное, что оставила нам мать Мария, – это свой святой  пример.  Она до конца прошла крестным путём Христа  и  до конца испила Его чашу,    как  и  Он,  положила  свою  жизнь  «за  други  своя»     явив  высшую  меру  любви.

 

Никто  не  оставит  земных  утех  и  не  устремится  к  Богу,  пока  не  увидит  в  лице  хотя  бы  одного  из  людей  сияние  духа,  сияние  вечности.    говорят  святые  отцы.   Мать  Мария  оставила  нам  как  раз  такой    сияющий    пример.

 

Личность матери Марии поражает даже на фоне святых. Поэт и художник, философ и пророк, великая подвижница и герой-антифашист. Человек поистине библейского масштаба. Друг,  сподвижник  матери  Марии  и  великий  философ  Николай  Бердяев  сказал  о  ней: «Она  была  уже  новой  душой … новой  эпохи  в  христианстве».   

 

Мать Мария непостижимо провидела свою судьбу. В далёком 1916 году в предисловии к поэме «Руфь» она писала: «Тайна, влекущая меня с высоты, открылась мне:  «если пшеничное зерно, падши на землю не умрёт, то останется одно; а если  умрёт,  то  принесёт  много  плода».   И  в  24 года  за  30 лет  до  гибели    сказала  так:

 

...И  вы  придёте  все:  калека,  нищий,

И  воин,  и  мудрец,  дитя,  старик,

Чтобы  вкусить  добытой  мною  пищи,

Увидеть  светлый  Лик.

 

Сегодня  нам  особенно  нужен  светлый  лик  и  пример  матери  Марии. 

Чтобы знать    ЧТО  есть  Человек. 

Ведь  настоящий  Человек    святой  человек.

 

 

nazad.jpg



Hosted by uCoz