Мать
Мария: «Вы думаете я бесстрашная.
Нет.
Просто знаю, что нужно»…
Автор: Текст с использованием материалов
Интернета подготовила к печати Людмила НУКНЕВИЧ
Во вторник 30 марта на
пресс-конференции в помещении Латвийского комитета по правам человека
прозвучало достаточно неожиданное сообщение: в Риге создано новое общество. А
днем позже, 31 марта, православный мир отмечал день памяти матери Марии. Имя
святой матери Марии и носит общество, о котором рассказали журналистам на
пресс-конфренции. Мать Мария, в девичестве Елизавета Пиленко, — уроженка Риги. О чем,
вероятно, знают немногие. Между тем это человек прекрасной и трагической
судьбы, перенасыщенной событиями и деяниями действительно поразительными.
Даже простое, без комментариев, перечисление основных событий ее жизни заняло
бы несколько газетных страниц. Но расскажем хотя бы о главном. Дитя Серебряного
века Елизавета Юрьевна родилась в Риге 8 декабря 1891 года в семье юриста Юрия
Дмитриевича Пиленко. Мать ее происходила из знатного рода
Дмитриевых–Мамоновых. Спустя четыре года Юрий Дмитриевич вышел в отставку и семья переехала в
Анапу, где в имении Джемете находилось родовое имение. Весной 1905 года Юрий
Пиленко был назначен директором Никитского ботанического сада, и семья
переехала в Крым. В женской гимназии Ялты Лиза закончила 4–й класс. Вскоре
Пиленко был переведен на службу в департамент земледелия в Петербурге, куда и
отправилась вся семья. Далее следует достаточно бурный петербургский период жизни Лизы. На дворе
знаменитый Серебряный век. Сама Лиза с пятнадцати лет пишет стихи, а в 1908
году она знакомится с Александром Блоком, «трагическим тенором» той эпохи, с
которым в дальнейшем ее свяжут долгие и очень непростые отношения. Годы с 1911–го по 1921–й наполнены поэзией, первыми выставками (Лиза
помимо того, что она — поэт, еще и отлично рисовала). Выходят из печати ее
первые книги: «Скифские черепки», «Юрали», «Руфь». Атмосфера тех лет пропитана творчеством Александра Блока, Вячеслава
Иванова, Николая Гумилева, Наталии Гончаровой, Максимилиана Волошина, с
которыми Елизавета Юрьевна была хорошо знакома. И это же время — начало
религиозных поисков, которые уже в те годы нашли отражение в ее
религиозно–философской поэзии и живописи. Позднее, уже в 1937 году, она
напишет, что Иисус — «это вечная Истина и Красота, перед которой наша красота
–«уродство»; спасая мир, Христос, заново и заново полагает душу за други
своя». В 18 лет она вышла замуж за Д. Кузьмина–Караваева — юриста, близкого
друга многих литераторов. Их семейная жизнь не сложилась. Осенью 1913 года
Елизавета Юрьевна приехала в Анапу. В Петербург возвращаться ей было тяжело,
она старалась избежать встреч не только с мужем, но и с общим кругом друзей.
Осенью 1913 года у нее родилась внебрачная дочь, которую она назвала
символическим именем Гаяна (Земная). Война и разлука В 1914 году с началом Первой мировой войны резко изменился весь уклад
жизни. Поэт и художник, Елизавета Юрьевна, как и многие ее современники,
считала, что наконец–то пришла хоть и кровавая, но живительная гроза, которая
разрядит «затхлую атмосферу». Но те надежды не оправдались, а сама Елизавета
Юрьевна чувствовала, что с неудачами на фронте, с брожением революционных
настроений на страну надвигается нечто страшное и неизбежное. Зиму 1916–1917 годов Кузьмина–Караваева провела в Петрограде. Февраль она
встретила с радостью и надеждой на социальные перемены, на прекращение
кровопролитной войны. После Октябрьской революции жизнь Елизаветы Юрьевны принимает неожиданный
оборот. В 1917 году она после полугода антибольшевистской работы в Москве
опять возвращается в Анапу, будучи к тому времени членом партии правых
эсеров. В скором времени ее арестовывает деникинская контрразведка. От
трагической развязки ее спасает будущий муж Даниил Скобцов, кубанский
казачьий деятель, учитель и писатель. Летом 1919 года Елизавета Юрьевна
выходит за него замуж. В 1919 году с мужем и двумя детьми она эмигрирует сначала в
Константинополь, потом в Сербию (там родилась ее дочь Настя), а затем в
Париж. С Россией она разлучается навсегда. Приехать в Париж и
не умереть В Париже подспорьем в каждодневной борьбе за выживание подспорьем для
Елизаветы Юрьевны становятся ее же рукоделие и рисование. Даниил Ермолаевич
работает таксистом. В 1926 году от менингита умирает на ее руках двухлетняя дочь Настя.
Смерть девочки потрясла Елизавету Юрьевну, но смерть же стала мощным толчком
ее духовной жизни. Она напишет: «Как бы ни тяжела была пытка, я нахожу
невозможным создать что–либо большее, чем эти три слова: «Любите друг друга —
только до конца и без исключения. И тогда все оправдано и жизнь озарена, а
иначе она мерзость и бремя… Это называется — посетил Господь. Чем: горем?
Больше, чем горем. Вдруг открыл истинную сущность вещей, и увидели мы — с
одной стороны, мертвый скелет живого…. а с другой стороны, одновременно с
этим, увидели мы животворящий, огненный, все пронизывающий и все попаляющий и
утешительный дух». Собственное горе не замкнуло ее сердце и душу, но, напротив, обратило
лицом к горю и несчастью ближних, людей страдающих, болящих, голодающих. В недалеком будущем Елизавете Юрьевне предстояло пережить еще две
страшных утраты. В 1935 году по совету ее старого семейного друга Алексея
Толстого в СССР возвращается старшая дочь Гаяна. Через год двадцатитрехлетняя
молодая и здоровая женщина умирает, по официальной версии, от тифа в Москве. А уже во время войны, в оккупированном Париже, 8 февраля 1943 года
гестапо арестовывает ее сына Юру. Зимой 1944 года он гибнет в Бухенвальде. Однако вернемся в предвоенный еще Париж. В конце 20–х годов эмигрантская
среда представляла собой зрелище ужасное и часто трагическое. Безработица
толкала мужчин искать утешение в алкоголе, женщины шли в дома терпимости, на
севере страны страшные поселения шахтеров, разоренные и оказавшиеся на
чужбине люди сходили с ума, заполняли марсельские и парижские трущобы. Все
вопияло о сострадании и милосердии. И Елизавета Юрьевна стала оказывать
помощь и поддержку нуждающимся. Этой своей деятельности она отдалась без
остатка, и тогда, вероятно, и родилась в ней мысль о монашестве. Но жизнь в монашеском затворе была не для нее. В ее представлении
монашеский подвиг — это безраздельная любовь к миру и людям, которые рядом и
которым нужно помочь. В этом она видела единственный и возможный путь
собственного спасения и призвания. Пострижение в
монахини Стремление Елизаветы Юрьевны вступить на путь монашества поддержал
митрополит Парижский Евлогий (Георгиевский). С согласия супруга Даниила
Ермолаевича Скобцова он дал им церковный развод и 16 марта 1932 года постриг
ее в монашество с именем Марии — в честь преподобной Марии Египетской. На первое
время ей отвели тихую светлую келью в Свято–Сергиевском институте, где она
могла молиться и готовиться к своему монашескому пути. Она совершила
путешествие в Латвию и Эстонию, где посетила женские монастыри. Ее избрали
местным секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД) во
Франции, с 1933 года секретарем Центрального секретариата РСХД по
миссионерской и социальной работе. Мать Мария основала в Париже общежитие для одиноких женщин (9, viļa
de Saxe), которое через два года переехало на улицу Лурмель, д. 77. При
общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы
псаломщиков, а с зимы 1936–1937 годов миссионерские курсы. Впоследствии мать Мария основала благотворительную и
культурно–просветительную организацию помощи русским эмигрантам «Православное
дело». Она поставила перед собой цель: создать настоящий приют — дом, где
люди могли бы не только поесть, но и получить другую необходимую помощь. Гибель и возвышение В оккупированном Париже ее дом на улице Лурмель, 77, стал одним из штабов
Сопротивления. Помощь, которую мать Мария и ее друзья по «Православному делу»
оказывали людям, была делом крайне опасным. Еще в предвоенные годы ее
миссионерская деятельность, помощь не только бедным и бездомным людям, но и
падшим вызывала нарекания и даже столкновения с властями и французской
администрацией. После июня 1942 года дом на улице Лурмель оказался под
пристальным наблюдением гестапо и коллаборантов, подозревающих мать Марию в
содействии беглым военнопленным, евреям и антифашистам. Что было истинной
правдой, ибо сотни людей обязаны ей спасением. Утром 8 февраля 1943 года гестаповцы произвели обыск на улице Лурмель. У
Юры Скобцова обнаружили документы, свидетельствующие о помощи евреям. Его
арестовали. Во время ареста сына мать Мария находилась под Парижем. 9 февраля
после ее возвращения в Париж пришли и за ней. Мать Мария попала в лагерь Равенсбрюк, где ей суждено было провести два
года. Ее сын Юрий погиб в феврале 1944 года в Бухенвальде. Существует несколько версий кончины матери Марии в Равенсбрюке. Первая: в
лагере она заболела, дошла до полного истощения и попала в группу смертников.
Вторая, опубликованная французскими коммунистами через месяц после ее гибели:
мать Мария решила занять место одной молодой женщины, отобранной для уничтожения
в печах Равенсбрюка. Есть и третья версия, митрополита Антония Сурожского, тоже участника
французского Сопротивления. По ней когда девушка, обреченная эсэсовцами на
смерть, забилась в крике, к ней подошла мать Мария, взяла за руку и со
словами «Не бойся. Это не страшно. Я пойду вместе с тобой» пошла с ней в
газовую камеру. До окончания войны мать Мария не дожила всего два месяца… Сравнительно недавно, в январе 2006 года, мать Мария канонизирована
Константинопольским Патриархатом как преподобномученица. «Господь берет меня
за шиворот…» «Вы думаете я бесстрашная. Нет. Просто знаю, что нужно. Я просто чувствую
по времени, что Господь берет меня за шиворот и заставляет делать то, что Он
хочет». Эти слова, произнесенные матерью Марией, когда она буквально из руин
принялась возводить новый храм в Париже, могли бы, вероятно, стать
путеводными для Общества матери Марии, созданном в Риге. Кощунственно, наверное, сравнивать трагические события того времени с
нынешней нашей жизнью. Но беды ведь и сейчас много. А потому дай Бог
руководителям нового общества Геннадию Котову, Елене Павловой и Наталии
Елкиной, равно как и их нынешним и будущим помощникам сил и, говоря словами
Матери Марии, «знать, что нужно». Уже известно, какими будут первые шаги общества. Нужно по–хорошему
встретить приближающийся юбилей Победы — это, во–первых. А во–вторых, решено
добиться, чтобы на рижском доме, в котором родилась будущая святая мать
Мария, появилась мемориальная доска. На это, понятно, нужны средства, поэтому
уже открыт счет для пожертвований. Вот его реквизиты: Mātes Marijas biedrība regg.Nr.
40008154093 Swedbank, fil. «Centrs», kods: HABALV22 konta Nr.: LV18HABA 055102784653 mērķis (цель платежа): svētas mātes Marijas atmiņas saglabāšanai Телефон, по которому можно получить дополнительную информацию, 29182589. Ну а дальше… Будем надеяться, что продолжение последует и в Общество
матери Марии придет много людей, радеющих не только о себе. |